События Статьи и обзоры
09 июня 2020

Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 01.01.2020

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определён общий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставка платы за НВОС отходов V класса опасности составляет - 1,1 руб. за тонну, IV класса опасности - 663,2 руб. за тонну.

В редакции п. 16 Постановления № 255, действовавшей до 01.01.2020, ко всем отходам (независимо от класса опасности), образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива (далее - отходы добычи), при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применялись ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности. То есть, 1,1 руб. за тонну.

В этой связи, до последнего времени, многие компании не уделяли пристальное внимание тому какой класс опасности присваивается отходам добычи. Например, хвостам обогащения, кекам чанового выщелачивания часто присваивался IV класс опасности, что отражалось в проектной документации строительства ГОК.

С 01.01.2020 редакция п. 16 Постановления № 255 претерпела значительные изменения. Теперь только к отходам добычи V класса опасности применяются ставки платы, установленные Постановлением N 913 для отходов V класса добывающей промышленности (1,1 руб. за тонну).

По сути п. 16 Постановления № 255 с 01.01.2020 стал лишним, так как размер платы за размещение отходов добычи стал расчитываться в общем порядке без какого-либо исключения, связанного с тем, что это не обычные отходы, а именно отходы добычи.

Изначально, когда вводился этот пункт в Постановление № 255, он предполагался своеобразной стимулирующей льготой для добывающих компаний относительно остальных природопользователей. Это и понятно, так как недропользователи понесли значительные затраты на геологоразведку, строительство ГОК и вспомогательной инфраструктуры (ЛЭП, дороги), уплату НДПИ.

Первой жертвой формирования негативной судебной практики и изменения подхода законодателя в исчислении размера платы за размещение отходов добычи стало ООО «Правоурмийское».

Ему Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу доначислил 15 млн. за размещение отходов добычи отходы (хвосты обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям IV класса опасности) в 2017 г.

При этом суд указал, что положения пункта 16 Постановления № 255 применяются исключительно для отходов V класса опасности добывающей промышленности. Для отходов IV класса опасности независимо от того, в каком производстве они образованны, применяется единая ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этого довода он привёл разъяснения Росприроднадзора в письме от 29.05.2017 № ОД-06-02-31/11232.

Всё было бы очевидно, если бы не одно но. Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2019 по делу № А73-6762/2019 (оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций) было вынесено до даты внесения изменения в п. 16 Постановления № 255 (01.01.2020).

То есть, сначала была сформирована негативная судебная практика по этому вопросу, а уже потом законодатель решил внести изменения в соответствующий пункт Постановления № 255. При этом ВС РФ своим определением от 12.05.2020 № 303-ЭС20-5103 отказался передавать кассацию в Президиум. Причём в самом определении ВС РФ ни как не оценил довод ООО «Правоурмийское» о том, что в 2017 г. действовал п. 16 Постановления № 255 в редакции, позволяющей применять ставку платы за НВОС отходов V класса опасности ко всем отходам добычи, независимо от присвоенного им класса.

Похожая участь постигла АО “Оловянная рудная компания”. Общество успешно оспорил аналогичное доначисление надзорного органа за размещение отхода в размере 19 млн. руб. за 2017 г. (хвосты обогащения оловянных руд гравитационным осаждением, имеющие IV класс опасности) в судах первой и апелляционной инстанции. Но Арбитражный суд Дальневосточного округа своим постановлением от 22.01.2020 по делу № А73-6763/2019 отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом кассационная инстанция также оставила без внимания то, что правоотношения связанные с расчётом платы за размещение отходов возникли в 2017 г., то есть до внесения изменений в п. 16 Постановления № 255.

В этой связи всем добывающим компаниям, которые оказались в схожей ситуации, следует готовиться к аналогичным попыткам Росприроднадзора доначислить плату за размещение отходов добычи в 2017-2019 гг. Если дело АО «Оловянная рудная компания» на втором круге будет разрешено не в пользу недропользователя и засилено апелляционной и кассационной инстанциями, то это ещё больше придаст уверенности надзорному органу в своей правоте.

Можно порекомендовать таким недропользователям в спорах с Росприроднадзором настаивать на том, что п. 16 Постановления № 255 не должен применяться ретроспективно до даты внесения изменений - 01.01.2020, поскольку ухудшает положение добывающих компаний, а в некоторых случаях даже ведёт к банкротству.

Тем, добывающим компаниям, которые только проектируют ГОК следует ещё раз задуматься и постараться отнести все отходы добычи в V классу опасности. В противном случае их ждёт неприятный сюрприз в виде шестисоткратного увеличения размера платы за размещение отходов добычи.


03/08 Хабаровск
отель "Олимпик"
Семинар «Актуальные вопросы добывающих компаний»
Принять участие

Сергей Шаповалов

Партнер

Ближайшие семинары

Цифры и факты

25% юристов "Шаповалов Петров" были отмечены юррейтингами в 2020 году

2,5 месяца юристы "Шаповалов Петров" провели на удалёнке в 2020 году

Партнеры "Шаповалов Петров" тратят на клиентскую работу до 80 процентов времени

Почти 33 года составил средний возраст сотрудников "Шаповалов Петров" в 2017 году

3:2 - соотношение юристов и партеров в "Шаповалов Петров"

2-3 место заняли юристы "Шаповалов Петров" в турнире по настольному хоккею в 2017 году

270 км проехали по горам юристы "Шаповалов Петров" в 2017 году

В 2016 году юристы "Шаповалов Петров" побывали в 33-х городах

Самый популярный счет в хоккейном турнире "Шаповалов Петров" - 4:2

"Шаповалов Петров" выявили налоговую экономию по кредитам на 3,5 млрд

Следующий факт

SHAPOVALOV PETROV

tax • legal