Наверное, одна из самых част цитируемых норм Налогового кодекса РФ – это п. 7 ст. 3. Все же помнят, что сомнения толкуются в пользу налогоплательщика. И, между прочим, суды и даже налоговые органы реально применяют эту норму.
Но в ст. 3 НК РФ сформулированы и другие замечательные принципы налогообложения. Например, в п. 1 ст. 3 НК РФ сказано, что при установлении налогов должна учитываться способность налогоплательщика к его уплате.
Как и многие другие важные принципы, этот принцип можно найти в тексте Конституции РФ, но там он сформулирован как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Ведь, очевидно, что избыточное налогообложение подавляет предпринимательскую деятельность: какой смысл в бизнесе, который дает не прибыль, а исключительно убыток?!
Прелесть дублирования конституционных принципов в тексте НК РФ заключается в возможности прямого применения этих принципов рядовыми правоприменителями – не нужно ждать разъяснения Конституционного Суда РФ.
Соответственно, если обнаруживается неспособность налогоплательщика к уплате налога, то арбитражные суды вполне могут помочь такому налогоплательщику, в том числе и по НДПИ, размеры которого в ряде случаев выросли вне всякой связи с реальностью. Особенно много таких ситуациях возникло в 2021 году.
Конечно, это будет непросто. Налоговые органы будут активно возражать. Какие-то их возражения будут априори недействительными, но есть и вполне рациональное: если НДПИ для вас неподъемен, то поднимите цену на свою продукцию.
Но и против этого аргумента в определенных ситуациях можно возражать. Например, если недропользователь торгует по рыночным ценам, а убыточность возникла только у него, то он не сможет торговать по более высоким ценам.
Поднять цену не получится и у тех, кто добывает драгметаллы, так как они по умолчанию продаются по рыночным ценам.
SHAPOVALOV PETROV
tax • legal